- Соловьёв Сер. Ал-др.
-
СОЛОВЬЁВ Сер. Ал-др. (род. 1944) — кинорежиссер, сценарист. С 1960 — на Ленингр. телевидении. По окончании ВГИКав 1969 (мастерская М. И. Ромма и А. Б. Столпера) работает на к/ст "Мосфильм". В 1966 выступил как сценарист док. ф. "Взгляните на лицо". Реж. дебют состоялся в 1970 двумя новеллами по рассказам А. П. Чехова "От нечего делать" и "Предложение" в ф. "Семейное счастье". Экранизация пьесы А. М. Горького "Егор Булычов и другие" последовала в 1971 (вып. 1973). В 1972 поставил ф. "Станционный смотритель" (по А. С. Пушкину), в к-ром уделил преобладающее внимание изобразит. ряду ф. и воспроизведению атмосферы прошлого. Ф. "Сто дней после детства" (1975, пр. МКФ в Зап. Берлине, 1976; Гос. премия СССР, 1977) анализирует взаимоотношения иск-ва и жизни средствами кино, подчеркивая поэтич. мир юности. Продолжение этой темы в ф. "Спасатель" (1980) и "Наследница по прямой" (1982), составившие кинематографич. триптих о воспитании человека, о неизбежно возникающем драматич. противоречии между нравств. принципами и жизненными конфликтами. Ф. "Мелодия белой ночи" (1977, Япония, при участии К. Насимура) — о романтич. любви пианистки из Киото и сов. композитора. В 1983 пост. ф. "Избранные". Со 2-й пол. 1980-х гг. творческий почерк реж. резко меняется. Фильмы "Чужая Белая и Рябой" (1986), "Асса" (1988) "Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви" (1990) и "Дом под звездным небом" (1991) с их новой поэтикой, не оглядывающейся на партийно-государств. редактуру и цензуру, во многом определили содержание и направление развития постсоветского кинематографа.
В 1990-е гг. С. активно работает в театре — поставил чеховские пьесы: "Чайку" в Т-ре содружества актеров Таганки и "Дядю Ваню" в Малом т-ре. В 1993 экранизировал "Три сестры".
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.